Амурская "Колесуха"
В этой книге рассказывается о строительстве «Колесухи» Начало строительства дороги велось активно, первые версты «колесухи» строили каторжане и «ссыльные люди». Большую роль в строительстве сыграли «предприимчивые люди» — местные купцы и предприниматели. Ранее разбогатевшие на доставке грузов для золоторудных компаний Приамурья, а теперь так же неплохо «поправлявшие своё состояние» на строительстве дороги. В 1898 году в Приамурье были пригнаны первые партии каторжников.Сначапа они занимались строительством Хабаровска, но вскоре часть из них была переброшена на стратегическое направление — «Царскую дорогу». Жили каторжники в дырявых палатках или в построенных ими же балаганах, их быт был ужасен, антисанитария, изнурительный труд и невыносимые условия Дальневосточной тайги, болезни, значительно сократил численность «строителей». Бежать смысла не было, вокруг тайга, мари и дикие звери. Огромные и малонаселенные территории Дальнего Востока, суровый климат, были лучшим способом изоляции строителей. Попытки выбраться делали только самые отчаянные. Бежать можно было двумя путями: либо в сторону китайской границы, либо под чужим именем с фальшивыми документами через всю Россию в сторону западных губерний. Утрачены и имена строителей, лишь по обочинам дороги изредка внимательный путник может найти почти затертые временем могилки строителей. Как память о том времени сохранилась в небольшой книжечке Андрея Соболя «Колесуха», выпущенной обществом «Каторга и ссылка» в 1925 году.
Комментировать