Полевой, Николай Алексеевич (1796-1846) Том III

Держатель: 
Амурская обласная научная библиотека имени Н.Н. Муравьва-Амурского

Т.3

Николай Алексеевич Полевой — русский писатель, драматург, литературный и театральных критик, журналист, историк и переводчик. Родился в купеческой семье. Получил домашнее образование.

Известен как автор статей и исторических сочинений для широкого читателя. Написал труд «История русского народа» (Т.1-6, 1829-1833).

В этом сочинении он стремился в противоположность «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, перейти от изображения роли правителей в исторических событиях к «органическому» развитию «народного начала». Полевой использовал западноевропейскую романтическую историографию, прежде всего Гизо, стремясь выделить элементы общественного строя. Полевой первым применил к Руси концепцию феодализма. Общественная критика восприняла труд Полевого как недостойную «пародию» на Карамзина и подвергла автора нападкам.

Первоначально Полевой планировал написать 12 томов (как и Карамзин) и объявил подписку именно на такое количество томов, однако смог написать и издать лишь 6, что вызвало обвинения в финансовой недобропорядочности. Последние тома «Истории...» не столь интересны, как первые два. В них сказывается спешка пишущего, который «сбивается» на традиционную «государственную» схему изложения, пересказывает источники и пр. Повествование у Полевого доведено до взятия Казани Иваном Грозным.

Физическая характеристика документа:

Размер в см/мм (высота х ширина х толщина): 22×13×4.

Особенности создания: экземпляр цензурный, на обороте титульного листа: «Печатать позволено, с тем, чтобы по отпечатании представлены были в Цензурный Комитет три экземпляра. Москва, Августа 28 дня, 1830 года. Цензор и Кавалер Иван Снегирёв». Имеется книжный знак (экслибрис) на титульном листе типографа Августа Семена.

Материал книжного блока: тряпичная бумага, обрез крапчатый голубой. Имеются пятна различного происхождения: многочисленные пятна от плесени, загрязнение нижних углов шмуцтитула и титульного листа, а также трех последних листов, пожелтение, незначительные заломы углов, царапины и разрывы страниц. Утрачены форзац и нахзац, а также с. 369-378 первой пагинации (из Духовной Владимира Мономаха к его детям). Имеются пометы простым карандашом.

Переплет: утрачен и заменён на ледериновый.

Реставрация: произведена в середине 1990-х гг.