135 лет первой постановке балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

7 марта, 2012 - 16:04 -- oxi

В отделе литературы по искусству открылась выставка "Лебединое озеро - шедевр русского балета", посвященная 135-летию со дня премьеры балета.

«Лебединое озеро»… Из всех созданных в мире балетов он, пожалуй, является самым известным и популярным. С «Лебединого озера» мировой балетный театр начал новый этап своего развития, характерный тесным союзом хореографии и музыки, двух основных компонентов балетного искусства.

«Лебединое озеро» – как шедевр мирового балета – это не какой-то конкретный спектакль Петипа, Вагановой или Григоровича. Речь идет о созданном Чайковским произведении, к которому обращались различные хореографы и которое имеет уже 135-летнюю сценическую историю.

Заказ написать музыку для балета Чайковский получил весной 1875 г. из дирекции Большого театра, это было первое обращение композитора к балетному жанру. В письме Римскому-Корсакову Петр Ильич признается: «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти, потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке».

Впервые взявшись за создание большой балетной партитуры, Чайковский испытывал трудности, связанные с тем, что в лице постановщика «Лебедино-го озера», малоодаренного и безынициативного балетмейстера Ю. Рейзингера, композитор не имел консультанта, подобного тому, каким явился для него впоследствии М. Петипа.

Несмотря на трудности, работа продвигалась быстро. Весной 1876 г. балет был полностью инструментирован, а осенью того года в театре уже шла работа над спектаклем. Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1877 года на сцене Большого театра. По мнению современников, постановка оказалась весьма посредственной, чему причиной была, прежде всего, творческая беспомощность Ю.  Рейзингера. Также слабым был состав исполнителей, и оркестр выполнил свою задачу крайне небрежно. Эта постановка продержалась на сцене до 1884 г.

Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явилась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 г. М.  Петипа и Л.  Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения композитора. Эта постановка послужила основой для всех последующих интерпретаций «Лебединого озера». Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей, столь же привлекательных, как и трудных, требующих от исполнителя и блестящей виртуозности, и тонкой лиричности. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности и лиричности – Галину Уланову.

Либретто «Лебединого озера» основано на сюжетном мотиве, распространенном во многих народных сказках мира. Этот мотив – злые чары, превращающие девушку в птицу (или зверя), и преодоление колдовства силой верной любви, подвигом или магическим действием. Из русских сказок, развивающих этот мотив, можно вспомнить сказки А.  Афанасьева «Царевна серая утица», «Белая уточка», «Заколдованная царевна». Образы девушки-лебедя и её избавителя с несравненной поэтической силой воссозданы Пушкиным в «Сказке о царе Салтане». Несомненно, также, что на либретто «Лебединого озера» повлияли традиционные сюжетные мотивы так называемых романтических балетов середины XIX века.

Популярность этого балета действительно феноменальна. Если славу балета измерять количеством его различных трактовок, то «Лебединому озеру» нет равных. Его ставили не только русские, но и немцы, японцы, кубинцы. Практически нет уважающей себя балетной труппы, в репертуаре которой не было бы «Лебединого озера». В нем танцевали Кшесинская и Павлова, Уланова и Плисецкая. Версия Михаила Фокина была показана во время дягилевских «Русских балетов», а вариант Сержа Лифаря увидела публика «Гранд-опера». Первую киноверсию создал в Голливуде Джордж Баланчин, а первый балет на льду поставили в Нью-Йорке.

Природу этой уникальной славы и популярности балета определить не так просто. Как всякое феноменальное явление она остается в чем-то неуловимой и загадочной: в музыке «Лебединого озера» словно бы заложен особый механизм эмоционального, чувственного и психологического воздействия на слушателей. Каким образом осуществляется это воздействие – объяснить, наверное, невозможно. Объяснение равносильно разгадке гениального творения, которое всегда бывает понимаемо всеми и одновременно с этим непостижимо никем. Ведь классическое произведение называют вечным именно потому, что оно живет в реалиях любой эпохи. «Лебединое озеро» по-прежнему привлекает многие поколения зрителей и ему ещё предстоят многочисленные интерпретации и громкие успехи.

Более подробную информацию по истории создания и различных постановок балета можно получить в отделе литературы по искусству Амурской областной библиотеки.

Приглашаем вас познакомиться с литературой о балете «Лебединое озе-ро»:

Демидов, А. «Лебединое озеро» / А. Демидов. – М. : Искусство, 1985. – 366 с. : ил. – (Шедевры балета).
Житомирский, Д. Балеты Чайковского / Д. Житомирский. – М. : Гос. му-зык. изд-во, 1957. – 118 с. : ил.
«Лебединое озеро» // Русский балет : энциклопедия. – М., 1997. – С. 254.
Гаевский, В. Озеро слез / В. Гаевский // Наше Наследие. – 2000. – № 52. – С. 120 – 129.
Боданова, Е. Бенефис белого лебедя / Е. Боданова // Природа и человек (Свет). – 2001. – № 11. – С. 43.
Петрова, Е. Молодые начинают и выигрывают / Е. Петрова // Музыкальная жизнь. – 2004. – С. 20.
Паску, Э. «Лебединое озеро» танцуют… по Фрейду / Э. Паску // Эхо планеты. – 2006. – № 6. – С. 45– 47.
Кириллова, С. Лебединое озеро / С. Кириллова // Искусство: прил. к газ. «Первое сент.». – 2009. – Апр. (№8). – С. 14–15.
Познанский, А. Новое о «Лебедином» / А. Познанский // Балет. – 2010. – № 4. – С. 24–27.