Читаем московских авторов

9 июля, 2014 - 16:48 -- oxi

7 июля в холле библиотеки открылась экспозиция «Читаем московских авторов», приуроченная к встрече с московскими авторами – писателем Михаилом Бутовым и литературным критиком Павлом Крючковым. Встретиться с московскими гостями, участниками V международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства», задать им вопросы вы сможете 26 июля, в 18.00 в конференц-зале библиотеки.

На выставке представлена первая журнальная публикация Михаила Бутова: рассказ «К изваянию Пана, играющего на свирели» (журнал «Новый мир», 1992, № 8.). Также вы сможете ознакомиться произведениями этого автора на страницах журналов «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь».

Павел Крючков, оценивая прозу Михаила Бутова отметил: «Пишет он филигранно, без лишних, служебных слов, творит свое искусство так, что искусства его и не видно. Я знаю, какая стоит за этим напряженная работа по воскрешению и слова и героя».

Показателен в этом плане рассказ «В карьере». В заглавии «В карьере» – не продвижение по служебной лестнице, а поездка отца и маленького сына в каменоломню за окаменелостями, аммонитами. Бутов рассказывает вроде бы обыкновенную историю: в карьере, где нет ни души – отец и сын ищут камни, ведут неспешную беседу. Каждый из них думает и о своём, и – друг о друге. Именно в заботе друг о друге, в стремлении понять и познать не только себя, но своего родного человека, находится вечный, сокровенный, таинственный смысл жизни. Вот отец пересматривает, «читает» – по-пушкински – свою жизнь-биографию; вот незаметно для маленького сына, уставшего от поисков и жары, подстраивает ему удачную находку, вот они собираются домой, и неспешно строят планы на будущее. Концовка рассказа изумительна по своей правде жизни: «Мальчик вернулся, встал на краю. Отец, сощурившись, смотрит на него снизу вверх. – Ты уже совсем большой, – сказал отец, потому что не знал, что сказать. – Нет, не большой, – сказал мальчик. – Мне шесть лет. – Скоро семь. – Не скоро, – сказал мальчик. – Через восемнадцать дней»

Как видим, писателем верно подмечено и предано различное ощущение и отношение ко времени взрослым и ребёнком.

Михаил Бутов – автор известного романа «Свобода», вышедшего в 1999 году и получившего первую в нашей стране премию «Букер». Это произведение стало знаковой русской прозой, и завершающей век, и начинающей новый. Уволенный с работы, герой пытается войти в какие-то понятные ему по недавним временам отношения с реальностью – нанимается работать сторожем, приторговывает фальшивыми иконами и даже отправляется в авантюрное путешествие… Что дальше – покажет время

. Новые произведения Бутова – «Мобильник», «Цена», «Астрономия насекомых», «Известь», и др., представленные на выставке, – в известном смысле продолжают тему, обозначенную в романе: о судьбе и свободе выбора в переломные годы. Острые жизненные ситуации, заявленные в рассказах и повестях, постоянно вынуждают героев сомневаться, задумываться о том, что «кроется по ту сторону кожи», отвечать на «детские» вопросы.

Проза Бутова различна не только тематикой и проблематикой, но и стилистическими экспериментами. Напряжённый сюжет рассказа о новом «Пекоде», путешествии китобоя, движении корабля, теряющего матросов, движении бесцельном и неотвратимом, совсем не похож на медленные и ленивые разговоры героев «Астрономии насекомых», психологический самоанализ главного героя из рассказа «Музыка для посвящённых – на размышления корниловского штабс-капитана из «Извести».

Второй московский гость – Павел Крючков – редактор отдела поэзии журнала «Новый мир», научный сотрудник «Дома-музея Корнея Чуковского». Также Павел Крючков является руководителем проекта «Звучащая поэзия», суть которого проста – группа энтузиастов записывает голоса поэтов, читающих свои стихи, создавая таким образом «уникальную поэтическую аудиобиблиотеку, представляющую стихотворный литературный процесс в его непосредственном, живом воплощении».

Проект «Звучащая поэзия на CD» посвящён памяти поэта и культуртрегера Руслана Элинина, умершего в 2001 году.

Первые записи поэтов, читающих свои стихи, появились на Западе в конце XIX века, – так до нас дошли голоса Альфреда Теннисона и Уолта Уитмена. В России эта традиция возникла несколько позже, тем не менее, сохранились отдельные записи Блока, Есенина, Мандельштама, Маяковского. Задуманный авторами «Звучащей поэзии» опыт фиксации синхронного поэтического среза в максимальной полноте критика называет беспрецедентным и героическим.

В четвёртом номере журнала «Новый мир» за 2005 года впервые появилось рубрика «Звучащая литература. СD-обозрение Павла Крючкова». Первое обозрение стало своеобразным введением в мир звучащей литературы. Автор рассказывает о Льве Алексеевиче Шилове и «его» записях, о звукорежиссере Сергее Филиппове. Описывает истории создания двух дисков: полного собрания звукозаписей Бориса Пастернака и диска «Говорит Лев Толстой». Продолжение разговора, начатого в первом обозрении, вы сможете прочесть в журналах, представленных на экспозиции. Несомненно, вызовет интерес история диска «Голоса, зазвучавшие вновь», в который вошли записи Бунина, Гумилева, Брюсова, Блока, Есенина, Маяковского, Зощенко и др.

Совместно с редакцией «Нового мира» Павел Крючков ведёт поэтический проект «Строфы» в православном журнале «Фома». На выставке представлены критические обзоры Павла Крючкова, опубликованные на страницах этого журнала.

В первом номере «Нового мира» за 2012 год Павел Крючков обратился к проблемам детской литературы в ставшей регулярной рубрике «Детское чтение с Павлом Крючковым». Некоторые публикации из этой рубрики представлены вашему вниманию в одном из разделов выставки.

Познакомиться с этими и другими произведениями Михаила Бутова и Павла Крючкова, оценить их литературно-критические способности вы сможете, посетив нашу экспозицию.

                             В.В. Соломенник, главный библиотекарь отдела читальный зал

Комментировать