"Час поэзии", посвящённый Анатолию Могильникову
25 февраля, на базе СИЗО 1 УФСИН России по Амурской области было проведено информационное мероприятие «Час поэзии» для несовершеннолетних.
Ребят познакомили с жизнью и творчеством незаслуженно забытого и непризнанного талантливого амурского поэта, прозаика и переводчика Анатолия Могильникова (1940–1979).
Слушатели узнали, о том, что на сегодняшний день сохранилось небольшое число его произведений – отдельные публикации в литературных альманахах; «самиздатный» сборник стихотворений «Свет и мрак», в который вошло 71 восьмистишие; переводы стихотворений Г. Гейне; фантастическая повесть «Потерянные пенаты» и письма, большая часть которых адресована другу Могильникова журналисту Александру Табунову.
Подросткам рассказали о трагичной судьбе А. Могильникова: на недолгую жизнь поэта выпали два тюремных срока, материальные лишения, бездомность, безнадежное ожидание так и несбывшейся любви. Все это нашло отражение как в лирике поэта, так и в его переводах.
Главное свойство истинного искусства – это связь с реальной жизнью. Любой толчок извне может привести в движение поэтическую мысль. Даже самые прозаические картины порой рождают возвышенное настроение. Стихотворением «Нелегальная поэзия» (1978) Анатолий Могильников вводит читателя в свою творческую лабораторию:
Поэзия, никем не признанная в мире,
мне открывается под капель чистых звон.
Мы с дедом тайно заперлись в его квартире,
и я смотрю, как он химичит самогон.
Потом мы вместе пьём, и огненная влага
втекает в сердце мне, закону вопреки.
Как дед добыл её из жёлтой, мутной браги,
так добываю я из смутных чувств стихи.
У Ахматовой стихи растут из сора («Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»), а у Могильникова – «из смутных чувств». Удивительное уподобление рождения стихов выгонке самогона («капель чистых звон») наглядно показывает таинство возникновения поэзии. Как происходит очищение «жёлтой, мутной браги» от лишних суррогатных веществ до кристально-чистого спирта, так и поэт шлифует свои стихи, доводит их до блеска, оттачивает до предельной ясности свои мысли.
В стихотворении «Закончилось, забылось, отболело…» Могильников утверждает, что поэтом может быть только человек, положивший на алтарь служения поэзии все блага человека, отказавшийся от дома и семьи, влекомый «неизлечимой тягой» нести своими стихами свет человечеству:
Закончилось, забылось, отболело
воспоминанье о прошедших днях,
хоть жизнь меня нисколько не жалела –
я для неё бродяга из бродяг.
Я одержим неизлечимой тягой
идти во тьму, чтоб познавать рассвет.
Кто в этом мире не бывал бродягой
Хотя бы сердцем – разве тот поэт?
Стремление А. Могильникова во мраке разглядеть свет является специфической чертой его поэтического мировоззрения:
Свет растворился в мутной дали
за цепью розовых холмов,
и только трепетно моргали,
как звёздочки, глаза домов.
Мрак разогнал людей вслепую
по клеткам голубых квартир,
но стоит заглянуть в любую –
и ты откроешь целый мир.
В стихотворение «Солнечный ветер» просматривается сила духа поэта:
Мне не то чтобы день, а всю жизнь не везёт,
Но я полон любви и таинственно светел.
Я иду, моя тень предо мною ползёт, –
Дует в спину мне ласковый солнечный ветер.
Не затмили любви ни наветы, ни злость,
Ни централов сырых монолит многотонный,
Этот ветер меня продувает насквозь,
Оставляя в душе золотые фотоны!
Тема любви в русской литературе всегда занимала особое место. Не обошёл вниманием эту тему и А. Могильников. Он постоянно обращался к теме любви, показывая многогранность и многоликость её проявлений:
Всяк сущий без любви – калека,
в нём нет ни света, ни тепла.
Во мне живого человека –
в клоаке зла – любовь спасла.
На взгляд, разумна или вздорна,
она немыслимо чиста,
и в этом – истины бесспорной
чудовищная простота.
Ты плакала,
а слёзы, стекая с кончика носа и подбородка,
капали не на асфальт,
а на моё сердце.
Где упали они,
там остались белые пятна,
как от ожогов.
***
Подарить тебе дали мне букет,
только розы были без колючек –
выросли они в глиняном горшке,
а не на горючих горных кручах.
Понял я, когда ты букет взяла
белизною пальчиков бескровных,
что с тобой меня зря судьба свела,
как с домашней розою шиповник.
***
Грустно в груди от осеннего гула –
чувства разносит времени шквал…
Если б весна в моё сердце вернулась,
я б каждый листик расцеловал.
***
Говорят, что стреляют глазами.
Я не думал, что это всерьёз –
романтическими словесами,
словно мохом, мой разум оброс.
Но одним распрекраснейшим летом
мне и это познать довелось:
голубые глазищи дуплетом
просадили мне сердце насквозь.
В конце декабря 1978 года, за месяц с небольшим до смерти, Могильников написал стихотворение «Эпилог», судя по всему, последнее, прощальное произведение, отразившее его физическое и душевное состояние:
Поля в смирительной рубашке снега,
леса в наручники невидимые холод заковал,
как будто бы в груди Земли иссякла нега
и вместо солнца в небе – огненный провал.
Но ждёт Земля весну – так ждёт свободу узник,
торопит годы, дни, торопит каждый час:
надежда теплится в его глазницах грустных,
хоть жизнь почти что вытекла из глаз.
Могильников, в совершенстве владевший немецким языком, является талантливым автором переводов поэта Генриха Гейне, близкого ему по мирочувствию, взглядам и поэтике, которого до конца жизни он ставил выше всех прочих и называл великим.
Широко известное русскому читателю классическое стихотворение Г. Гейне, широко известное по вольному переводу М.Ю. Лермонтова («На севере диком стоит одиноко / Стоит одиноко сосна…») в максимально приближенном к оригиналу переводе А. Могильникова звучит так:
Развесистый кедр на севере дальнем,
Уснув на скалистом холме,
Застыл одиноко, и снегом кристальным
Его заметает во тьме.
И снится ему, что вот так же печально
В далёкой пустынной земле
Стоит и грустит одинокая пальма
На выжженной солнцем скале.
Подтверждением тому, что судьба и творения Анатолия Могильникова произвели впечатление на несовершеннолетних, явилось их желание перечитать прослушанные стихотворения.
Мероприятие состоялось в рамках соглашения о сотрудничестве между Амурской областной научной библиотекой и ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по Амурской области по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Комментировать