"Судьба моя - авиация". Открылась книжная выставка, посвящённая 90-летию гражданской авиации России

4 февраля, 2013 - 14:40 -- oxi

Отдел технико-экономической литературы приглашает на книжную выставку «Судьба моя - авиация», посвящённую 90-летнему юбилею Гражданской авиации.

Девятого февраля 2013 года гражданская авиация России отмечает свой День рождения. В этот день 90 лет назад, в 1923 году, принято историческое постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

Постановление положило начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.

Остановимся на книгах, рассказывающих о Дальневосточной гражданской авиации, в том числе Амурской.

9 февраля 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации, а 19 октября этого же года утвержден трехлетний ориентировочный план развития гражданской авиации на 1924 – 1926 гг., предусматривавший строительство авиалиний в Сибири и на Дальнем Востоке.

Алтунин Е. В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока (1923–1945) : монография / Е. В. Алтунин. – Иркутск : Изд-во, Иркут. ун-та, 1990. – 272 с.

Книга основана на многочисленных архивных источниках, воспоминаниях участников авиационного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке. Автором охвачен исторический период от открытия международной Бурят-Монгольской авиалинии и авиатрасс в 20-е годы к Тихому океану до вклада авиаторов-сибиряков и дальневосточников в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В этот период четко определилась роль гражданский авиации в развитии Сибири и Дальнего Востока: это организация и осуществление всех видов скоростных перевозок, обслуживание научно-изыскательских, аэрофотосъемочных работ, выполнение специальных заданий в лесном и сельском хозяйстве, морских промыслах. 

Даниленко В. Крылья Дальнего Востока / В. Даниленко. – Хабаровск : Кн. изд., 1980. – 160 с.

Автор посвящает книгу «…труженикам неба Дальнего Востока, смелым и мужественным сынам Отечества, прошедшим трудный и славный путь…».
Первые страницы рассказывают об истории создания на Дальнем Востоке акционерного общества «Добролет». В конце 1929 года купленный в Германии четырехместный самолет с двигателем мощностью в 300 лошадиных сил привезли в Хабаровск. В декабре 1929 года создается летная организация. Штат «Добролета» первоначально состоял из семи человек, а к середине 1930 года он вырос до 42 человек. Автор приводит такие имена «добролетчиков», как Шляпников, Ляпидевский, Капридов, Страубе и многие, многие другие. Проследите историю дальневосточной авиации вместе с автором, доберитесь вместе с ним до 70-х годов прошлого века, когда на смену старым моделям пришли самолеты Ан-2, ЯК, ИЛ и сверхзвуковые ТУ-144.

Подразделение гражданской авиации в Благовещенске появилось одним из первых на Дальнем Востоке. Дата рождения гражданской авиации в Амурской области приходится на 13 июля 1933 года, когда был подписан приказ начальника дальневосточного управления транспортной авиации  № 34 «О комплектовании Амурского отряда местной авиации».

Первые благовещенские пилоты Донской, Кочергин, Павлов, Яблонский, авиатехники Молчанов, Найтортен, авиамотористы Григорьев, Харченко на единственном самолете У-2 с двойным управлением начали полеты из областного центра в Бочкаревку (ныне г. Белогорск), Ивановку, Поярково, Тамбовку. 

О тех, кто творил историю гражданской авиации Амурской области, рассказывают сборники:

70 лет. Гражданская авиация Амурской области в лицах : Вып. 1. - Благовещенск, Издательско-полиграфический комплекс «Приамурье», 2003. – 544 с.

70 лет. Гражданская авиация Амурской области в лицах : Вып. 2. - Благовещенск, Издательско-полиграфический комплекс «Приамурье», 2007. – 544 с.

Книги подготовлены Советом ветеранов и руководителями действующих авиационных предприятий к 70-летию гражданской авиации Амурской области. Собранный материал основан на сведениях, предоставленных авиаторами и членами их семей. В книги включены  фотографии из частных архивов и фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского.

Эти два замечательных сборника рассказывают о тех, чьи имена стали достоянием истории, и работающих в авиации сегодня: начальниках аэропортов, пилотах, диспетчерах, инженерах, рабочих, Героях Советского Союза и людей без всяких званий и регалий.

Без сомнения, книги будут интересны широкому кругу читателей, многие жители г. Благовещенска и Амурской области увидят имена людей, живущих рядом, и вспомнят тех, кто создавал историю Амурской авиации на протяжении многих десятилетий.

 

10 книг и статей выставки:

Арлазоров, М. Гражданская реактивная создавалась так… / М. Арлазоров. – М. : Политиздат, 1976. – 119 с.

Барсук, В. Этот единственный и неповторимый (самолет Ан-2, серийное производство которого продолжается без малого 65 лет) / В. Барсук // Гражданская авиация. – 2012. – № 5. – С. 14–17.

Большаков, Н. Программа принята, что дальше? : [23 ноября 2012 года на заседании Правительства РФ принята государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2015 годы»] / Н. Большаков // Гражданская авиация. – 2012. – № 12. – С. 3–7.

Вейгелин, К. Е. Очерки по истории летного дела / К. Е. Вейгелин. – М. : Гос. изд. оборон. пром-сти, 1940. – 458 с.

Виргинский, В. Рождение воздухоплавания / В. Виргинский. – М. : Редакция технико-теорет. лит., 1938. – 118 с.

Костенко, И. К. Летающие крылья / И. К. Костенко. – М.: Машиностроение, 1988. – 104 с.

Лавренец, В. И. Летчики России / В. И. Лавренец. – М. : Машиностроение, 1992. – 176 с.

Шапкин, С. Авиапарк России: что есть и что будет / С. Шапкин // Гражданская авиация. – 2012. – № 10. – С. 14–19.

Шитов, В. Ту-204-300 называют «летающим чудом» / В. Шитов // Гражданская авиация. – № 4. – С. 26–28.

Яковлев, А. С. Цель жизни: Записки авиаконструктора / А. С. Яковлев. – М.: Политиздат, 1987. – 511 с.

 

Уважаемые читатели! Приглашаем вас посетить книжную выставку «Судьба моя – авиация» до конца февраля.

 

Дополнительная информация по телефону: 77 38 36 (отдел технико-экономической литературы).

Комментировать