Остолопов, Николай Фёдорович (1782-1833)

Держатель: 
Амурская обласная научная библиотека имени Н.Н. Муравьва-Амурского

Остолопов Николай Федорович — теоретик русского классицизма. Происходил из обедневшей дворянской семьи. Известен как издатель журнала «Любитель словесности» (1806).

По поручению Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1806 г. приступил к составлению «словаря пиитического», который был окончен через 14 лет («Словарь древней и новой поэзии» в 3-х ч., СПБ,1821).

Издание «Словаря...», почти не имело в то время прецедентов в России и на Западе. Основная трудность — занятость автора чиновничьей службой. Цель создания «Словаря...» — избавить учащихся от чтения дополнительной литературы по данному предмету. «Словарь...» представляет собой род литературной энциклопедии, где в алфавитном порядке расположены поэтические термины «школьной пиитики». Они содержат практические образцы нормативной эстетики классицизма. В «Словаре...» прослеживается попытка соотнесения поэтического произведения с характером эпохи, его создавшей. Определение «поэзии» строго выдержано в духе классицизма.

Остолопову Н.Ф. принадлежит также ряд псевдонародных романсов и песен.

Физическая характеристика документа:

Размер в см/мм (высота х ширина х толщина): 21×13×4

Особенности создания: экземпляр цензурный. На обороте титульного листа имеется надпись: «Печатать позволено: с тем, чтоб по отпечатании сей книги до выпуска из типографии представлены были в Цензурный Комитет семь экземпляров для препровождения куда следует. С.П.Б. Ноября 13 дня, 1820 года. Цензор, Коллежский Советник и Кавалер Иван Ястребцов».

Книжный блок: тряпичная бумага, обрез коричневого крапления, форзац и нахзац простые. Имеются пятна различного происхождения: незначительные от плесени и загрязнения, пожелтение и потеки.

Переплет: издательский, коричневый, цельный, кожаный, с мраморным рисунком. Корешок без бинтов, кожаный, с золотым блинтовым тиснением, с геометрическим и растительным орнаментом, с наклейками: из оранжевой кожи — с названием книги, из зеленой — с номером тома. Яркость позолоты поблекла, фрагменты наклеек утрачены. Имеются разрывы кожаного крытья в верхнем углу задней крышки. Через весь корешок по центру и в месте соединения с крышкой идут разломы.

Реставрация: не производилась.