Полевой, Николай Алексеевич (1796-1846) Том I
Т.1.
Николай Алексеевич Полевой — русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик. Родился в купеческой семье. Получил домашнее образование.
Известен как автор статей и исторических сочинений для широкого читателя. Написал труд «История русского народа» (Т.1-6, 1829-1833).
В этом сочинении он стремился в противоположность «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, перейти от изображения роли правителей в исторических событиях к «органическому» развитию «народного начала». Полевой использовал западноевропейскую романтическую историографию, прежде всего Гизо, стремясь выделить элементы общественного строя. Полевой первым применил к Руси концепцию феодализма. Общественная критика восприняла труд Полевого как недостойную «пародию» на Карамзина и подвергла автора нападкам.
Первоначально Полевой планировал написать 12 томов (как и Карамзин) и объявил подписку именно на такое количество томов, однако смог написать и издать лишь 6, что вызвало обвинения в финансовой недобропорядочности. Последние тома «Истории...» не столь интересны, как первые два. В них сказывается спешка пишущего, который «сбивается» на традиционную «государственническую» схему изложения, пересказывает источники и пр. Изложение у Полевого доведено до взятия Казани Иваном Грозным.
Физическая характеристика документа:
Размер в см/мм (высота х ширина х толщина) : 21×13×3. Имеется вклеенный лист: 26,5×38,5
Особенности создания: экземпляр цензурный, на обороте титульного листа: «Печатать позволено с тем, чтобы по отпечатании представлены были в Цензурный Комитет три экземпляра. Москва, Октября 3 дня, 1829 года. Цензор и Кавалер Сергей Глинка».
Экземпляр подносной. [С.V первой пагинации: Посвящение]: «Б.Г. Нибуру, первому историку нашего века»; [C.VII-X: Письмо автора к Б.Г. Нибуру от 26 июня 1829 года. Москва]. Имеется книжный знак (экслибрис) на титульном листе типографа Августа Семена.
Материал книжного блока: тряпичная бумага. Имеются пятна различного происхождения. Значительное число пятен от плесени, капли от синих чернил, загрязнение, потеки, пожелтение, деформация листов.
Переплет: утрачен и заменён на ледериновый.
Реставрация: переплетной крышки произведена в середине 1990-х гг.